Настаивать на послушании без рассуждений − ошибка, которую многие родители совершают в обращении с детьми…

 

 

Настаивать на послушании без рассуждений − ошибка, которую многие родители совершают в обращении с детьми… Все, что нужно делать детям, − выполнять свои обязанности, слушать простые приказы: «Иди, когда тебя зовут» и «Делай, что тебе говорят!». Но мудрый родитель потакает желанию независимости и постепенно превращается из господина и повелителя в друга и советчика своему ребенку.

Элизабет Гаскелл

 «Как понять ребенка?»

Вопрос достаточно обширный, и мы сразу хотим сказать, что в таком коротком формате полностью ответить на него невозможно, однако если говорить об общих тенденциях, то они таковы.

 

 

Возрастные особенности

Прежде всего, необходимо знать возрастные особенности ребенка.

По той простой причине, что взрослые достаточно часто требуют от детей то, чего они не могут дать, или то, что им слишком рано по возрасту.

Какое-то поведение детей может раздражать родителей.

Бывают такие моменты, когда молодые родители испытывают трудности со своим годовалым ребенком.

Например, их часто раздражает ситуация, когда ребенок бросает игрушку.

Родитель ее поднимает, ребенок опять бросает, родитель опять поднимает.

И эта игра может длиться бесконечно.

Ребенок очень радуется, а родитель, после пятого поднимания игрушки, начинает нервничать.

Нужно понимать, что происходит.

С точки зрения ребенка то, что исчезло из его поля зрения – перестало быть, то есть умерло.

Когда игрушка появилась опять – «ой, воскресла!»

Происходит чудо, и ребенку эта забава очень нравится.

В действительности он не хочет вас вывести из себя, он не хочет вас раздражать, просто у него такой возраст.

Или давайте возьмем период в возрасте 9-10 месяцев, когда дети обожают играть с кастрюлями.

Можно не давать никаких игрушек, но дать кастрюльку, дать крышку, и ребенок будет счастлив.

Он будет делать «бум», и так сидеть в течение достаточно длительного времени.

Это тоже возрастные особенности.

Точно так же относятся к возрастным особенностям и повышенная конфликтность в подростковом возрасте, и трудности с адаптацией в школе, при переходе из детского садика, трудности формирования внутреннего образа школьника.

Поэтому, подчеркиваем, что столкнувшись с тем или иным поведением ребенка, с трудностями в понимании, необходимо, прежде всего, знать возрастные особенности ребенка.

 

 

Личностные особенности

 

Второе, что необходимо делать для того, чтобы наладить понимание и взаимодействие – знать личность, потому что личностные особенности ребенка влияют на его общение.

Одни дети более открыты, другие – более замкнуты.

Кто-то является флегматиком по типу темперамента, и не любит торопиться, а вы, допустим, сангвиник, и вам нужно, чтобы быстрей, быстрей.

Ребенок с вашей точки зрения делает все слишком медленно, копается, вы начинаете торопить его, ругаться, а в результате он копается еще больше, потому что впадает в стресс.

Поэтому необходимо знать личностные особенности, какие-то черты ребенка, для того, чтобы понимать, как именно с ним обращаться.

 

 

Интересы

 

Обязательно нужно проявлять внимание к интересам и увлечениям ребенка, задавать ему вопросы.

Спрашивайте его, что ему нравится, почему ему это нравится?

Даже если вам не нравится то, чем занимается ребенок, лучше держать руку на пульсе, быть в курсе событий и стараться разбираться в том, что его привлекает, чтобы в какой-то момент иметь возможность ему помочь, посоветовать и направить.

Если вы будете критиковать его и говорить о том, что то, чем он занимается – ерунда, естественно, это не прибавит тепла в ваши отношения, а только усложнит ваше общение.

Нужно задавать ребенку вопросы, общаться с ним, интересоваться, спрашивать его о том, чем он живет.

Обязательно нужно быть в курсе событий его жизни, и это тоже поможет вам сохранить его доверие и наладить взаимодействие.

 

 

Возможность совершать ошибки

 

И последний пункт, последний совет – это давать возможность ребенку совершать свои ошибки и не наказывать за них.

Когда явно видно, что ребенок прямо конкретно наступает на грабли, очень хочется его предостеречь, очень хочется его оградить от этого, но, к сожалению, родители не властны в этом.

Если ограждать ребенка слишком сильно, можно вырастить маменькиного сыночка или папину дочку, ребенка, не приспособленного к жизни.

Либо, если у ребенка характер несколько сильнее, можно просто испортить возможность общаться с ним на долгие годы.

Поэтому необходимо зажать сердце в кулак, и давать возможность совершать свои ошибки, не наказывая за них.

Максимум, что можно сделать – устроить разбор этих ошибок, но не в смысле разбора полетов, а обсудить с ребенком, как можно было бы поступить в этой ситуации.

Узнать, что он думает об этом, почему это могло произойти, какие были сигналы.

Можно научить его анализировать, и делать это нужно достаточно рано, чтобы постараться сохранить со своими детьми контакт в подростковом возрасте, тогда, когда они уже могут начать совершать серьезные ошибки, которые могут иметь серьезные последствия.

Если Вы хотите установить хорошие взаимоотношения с Вашим ребенком, если хотите понять его, старайтесь общаться с ним, слушать, что он говорит Вам, искренне интересуйтесь его жизнью и его проблемами или увлечениями, будьте для него не только родителем, но и другом, поддерживайте и помогайте ему.