МИХАИЛ ЛАБКОВСКИЙ: «ДЕТЕЙ МОТИВИРОВАТЬ НЕ НАДО!»
Давайте поговорим о том, что мотивировать – это бесполезно и бессмысленно.
Среди моих постоянных слушателей, которые уже знают, что согласно моим правилам детей заставлять что-то делать ни в каком виде нельзя, есть такие любители «компромисса».
Которые уже не требуют от наследника, чтоб он сидел над учебником до посинения, но пытаются его «замотивировать».
То-есть, сделать удобным и послушным не методом кнута, а своеобразным «пряником».
Каким-то промыванием мозгов, из разряда «будешь хорошо учится, станешь миллиардером».
Давайте поговорим о том, что мотивировать – это бесполезно и бессмысленно.
Откуда берется эта потребность?
Как правило, все начинается с классической фразы: «да он вообще ничего не хочет», или «да его вообще ничего не интересует».
Серьезно?
Человек, даже маленький, которого вообще ничего не интересует, страдает депрессией.
А ребенок, которого интересуют футбол, двор и компьютер, все-таки чем-то явно интересуется.
Почему дети бывают не особо прилежны в учебе и их, как любят говорить родители, «мало волнует их будущее»?
Потому, что получать оценки здоровой, гармоничной личности тупо неинтересно.
Ребенку, у которого нет больного (или подпорченного родителями) самолюбия, вообще на «пятерки» плевать.
Да, в первых классах у малышей часто включается азарт, ведь они впервые поступают в среду, где есть какая-то конкуренция.
До определенного возраста ребята играют в эту игру с «пятерками» или «звездочками», но потом вдруг до них доходит, что гораздо интересней гонять мяч, чем делать какие-то скучные дела ради тупого росчерка в дневнике.
Малыша могут заинтересовать новые знания, и тогда он учится в удовольствие (к оценкам это никакого отношения не имеет).
Ему может нравится общение, поэтому он с удовольствием идет в школу.
Эти мотивации нормальные и здоровые.
Но вот когда малыш рыдает над «тройкой» и всеми силами пытается заполучить хорошую оценку, это говорит о том, что у него очень высокая тревожность.
Он боится проигрывать.
Он видит свою жизнь как такой биатлон – вот тут надо проползти, тут пострелять, это соревнование, и оно жесткое.
А детство тем временем проходит мимо.
Вырастить гения, миллионера, чемпиона
Да, родители могут так капать ребенку на мозг, что по итогам они получат золотого медалиста.
Поп-звезду или ученого с мировым именем.
Но давайте я приведу вам два примера: это Майкл Джексон и Пол Маккартни.
Оба стали звездами.
Можно сказать, королями.
Но одного родители били, заставляли заниматься до изнеможения, создавали суперамбицизную личность, готовую на все ради успеха.
Итог, я думаю, всем известен.
Депрессия, наркотики, непринятие себя, и в конце — смерть.
А вот Пол.
Он тупо любил играть на гитаре.
Ему это нравилось.
Он не прилагал никаких усилий, не отказывал себе в развлечениях, не перетруждался.
И наиграл на 2 млрд долларов.
К чему я привожу этот пример?
К тому, что у ребенка, которого ни к чему не принуждали, не «мотивировали», гораздо больше шансов вырасти СЧАСТЛИВЫМ.
А счастье, на мой взгляд, это в принципе важнее всего остального.
Таланты – для удовольствия
Очень многие родители любят возражать, типа «но вот у меня ребенок такой талантливый, если его не замотивировать, он же растеряет все свои способности…».
Родители, поймите, что талант – это по-идее подарок, а не наказание.
Если ребенок обладает какой-то способностью, пусть сам ее и развивает по мере своих желаний.
Многие родители любят делать из детей «достигаторов», говорить им «ты же мой гений, ты же сможешь!».
Поймите, что талант – это про творчество.
Про умение созерцать, слышать музыку, которая играет в голове.
Или про непреодолимый интерес к биологии (математическим формулам, динозаврам…).
Когда из этого сладостного, прекрасного процесса делают что-то вроде соревнования, вся магия уходит.
Кайф превращается в обязанность, в работу.
И так действительно талант быстро теряется, не оставляя от себя ничего.
Потому, что рисовать драконов это удовольствие, а пахать в худшколе по 8 часов – уже не очень.
Прекратите в принципе смотреть на своих детей, как на пластилин, из которого вы должны во что бы то ни стало слепить нечто прекрасное.
Это уже личность, и уже, не поверите, живой человек.
Со своими желаниями и потребностями.
Как же развить своего ребенка?
Есть простые и несложные способы действительно дать ребенку хорошее, правильное развитие.
Читайте с ним книги и обсуждайте сюжет.
Рисуйте вместе с ним, лепите из глины.
Ходите в театры, на выставки, в музеи науки.
Говорите с ним о музыке и о литературе.
А больше, собственно, ничего и не требуется.
В остальном – пусть разбирается сам.