Мы готовим детей к позавчерашнему миру
95% того, чему учат в школе — неактуально
Когда мы думаем о том, чтобы было хорошо нашим детям, мы смотрим вокруг, анализируем окружающую действительность и из этого делаем выводы о том, чему их учить, чему не учить, куда направлять.
Но при этом мы редко думаем, что к тому времени, как наши дети вырастут, сегодняшний день будет для них позавчерашним.
Но даже родителям тут даст очень много очков вперед школа, которая уже сегодня готовит детей к позавчерашнему дню.
Уже сегодня 95% того, что учат дети в школе, неактуально, нерелевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее.
Это такой парадокс воспитания, что в каких-то других сферах мы планируем вперед, занимаемся стратегическим планированием, думаем, что будет дальше, а когда дело касается воспитания детей, мы как будто забываем про этот люфт, который неминуемо существует.
За десять лет исчезнут 15% ныне существующих профессий
Вы просто отдайте себе отчет, что, по прогнозам, за ближайшие десять лет исчезнет от 12 до 15% ныне существующих профессий.
Ваши дети еще не вырастут, многие из них еще школу не закончат, а уже не будет 12-15% обычных, базовых профессий, которые сейчас есть вокруг нас.
Мы с трудом можем представить, что будет через 20 лет, когда уже точно все ваши дети вырастут.
Дети во многом разбираются лучше взрослых
Это тоже очень интересное новое изменение — у нас сейчас дети часто разбираются в чем-то лучше, чем взрослые.
Никогда в истории человечества такого не было, а сейчас это норма. …
Мне кажется, это особенность нашего времени: с одной стороны, мы понимаем, что не можем предугадать будущее, с другой стороны, мы переживаем.
Но переживать из-за будущего невозможно, потому что невозможно переживать из-за того, что не знаешь!
Как можно нервничать и говорить ребенку, чтобы он готовился к тому, чего не знает?
Поэтому мы переживаем из-за того, из-за чего можно переживать.
Как он сдаст ЕГЭ, усваивает ли те 95% ненужного материала школьной программы, выучил ли он это, запомнил ли другое.
Беспокойство находится в очень древних слоях мозга, это такая инстинктивная программа, реакция на стресс, а сверху надстроен умный кортикальный мозг, который не любит когнитивного диссонанса, когда мы беспокоимся непонятно — мозг этого не любит, он немедленно начинает думать: раз человек беспокоится, значит, должна быть какая-то причина, и начинает эту причину подверстывать.
Как троечник задачку под ответ подгоняет.
Есть много возможностей доверстать свое образование
Говорят, швейцарское министерство образования проводит специальное совещание, где обсуждает, что делать с русскими мамами.
Им дали название «мама-вертолет».
Это мама, которая, как квадрокоптер, нависает над ребенком и следит за ним, беспокоится.
При этом моя молодая коллега, которая уехала в Швейцарию несколько лет назад, говорит, что там вообще другое отношение к образованию: сразу после школы в университеты идут либо ярко выраженные ботаники, которые будут заниматься исследованиями, либо дети богатеньких родителей, у которых это вариант продления детства.
Все остальные предпочитают сначала поработать и осмотреться какое-то время или, работая на низкоквалифицированных работах, поездить по миру.
Побывать в качестве ассистентов и помощников в разных сферах, потом идут в какой-то бакалавриат.
После его окончания год или несколько лет работают, а потом идут в магистратуру, иногда по другой специальности.
И это модель, к которой мы будем двигаться.
Но мы держимся упорно: если детка не поступила после школы в университет — жизнь не удалась, я плохая мать, вообще все ужасно, катастрофа.
Понятно, тут есть прагматичные соображения, и об этом можно поговорить с ребенком: например, сказать мальчику: «Тебе бы лучше поступить сразу, потому что в армию если попадают, то все равно сильно лучше в 22 года, чем в 18».
Но мы же не так говорим, мы же говорим: «Не поступишь, кошмар, конец света, дворником будешь!»
Иногда на это смотришь и диву даешься.
Прогнозы сейчас говорят о том, что дети, рожденные в новом веке, после 2000 года, с большой вероятностью будут жить 100-120 лет, если ничего не случится катастрофического.
А вы им выносите мозг из-за контрольной по химии.
Иногда просто, может, поговорить с ребенком о том, что ему жить 120 лет, чтобы он не планировал прыгнуть с крыши из-за плохого экзамена или несчастной любви?
Может, поговорить с ним о том, что впереди у него еще долгая жизнь, и все это еще 10 раз изменится, и, если он захочет выучить химию (вдруг она ему понадобится), это возможно.
Посмотрите, какое сейчас огромное количество возможностей доверстать свое образование, если в свое время вы его не получили.
Моей знакомой из Швейцарии 34 года, здесь она получила юридическое образование, но не хочет работать юристом, хочет теперь быть психологом.
Говорит, что в группе своей на бакалавриате, то есть для нас это первый курс, она по возрасту средняя — примерно полгруппы младше ее, полгруппы старше, вплоть до 60-70-летних людей.
Топ-5 устаревших идей, которые мы до сих пор внедряем в головы детей
Идея № 1: Хорошо иметь на всю жизнь надежную профессию
Конечно, есть профессии, которые, наверное, точно не исчезнут.
Когда я заканчивала школу и уже тогда хотела поступать на психфак, мне говорили: «А кем ты будешь работать? Ты понимаешь, что психолог — это только работа в клубе тех, кому за 30». …
Идея № 2: Нужно копить деньги
Следующее убеждение, доставшееся нам от бабушек, но его мы исповедуем сами и пытаемся внушить детям — в том, что нужно откладывать на «черный день», вообще копить деньги.
В современном мире это невозможно, все ставки уже давно отрицательные, а копить и откладывать деньги можно только на какую-то очень короткую перспективу.
Идея № 3: Нужно копить знания и во всем разбираться
Объем информации такой, что накопить его невозможно, при этом доступность этой информации такова, что помнить ее нет никакого смысла.
Идея № 4: Нужно все делать хорошо, качественно
На самом деле в современном мире — все об этом говорят — гораздо эффективней ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, уметь структурировать, уметь определять достоверную информацию или фейк.
Кто постарше, помните типичный объем домашних заданий, например, в начальной школе?
Или они говорят ребенку, что в этой ситуации все сделать невозможно, давай, ориентируйся, разбирайся, что можно сократить, а что нужно сделать качественно, давай я тебе помогу.
Идея № 5: Нужно стараться, чтобы усердием добиться успеха
Еще одна важная истина, которую считали незыблемой наши бабушки и дедушки, что все хорошее дается тяжелым трудом, ты должен стараться и усердием добиться результата.
Они работают, как подорванные, потому что это их прет, им нравится, они в своем потоке.
Если мы требуем от ребенка все делать качественно, у него не будет шанса стать в чем-то лучшим
Сейчас чего только нет, и у многих детей такой образ жизни, что в пять лет у ребенка нет времени, чтобы играть.
Хотя опять, мы понимаем, что у него есть шансы как раз сделать карьеру за счет того, что ему интересно.
В итоге давление родителей и школы (конечно, тут школа родителям еще фору даст) приводит к тому, что дети приходят к чувству, что у них отобрали пульт управления их жизнью, и они сами не решают за себя ничего, их только водят туда-сюда, туда-сюда.
В результате, как только ребенок обнаруживает для себя — а это обычно происходит в подростковом возрасте — что он может просто сказать «нет» и ему ничего не сделают, он ровно это и делает.
Какие качества будут нужны детям в будущем?
При этом весь современный мир требует прямо противоположного — вовлеченности, увлеченности, живости.
Коммуникация. Что происходит, когда у нас дети общаются на уроке, учим ли мы их разнообразным способам общения?
Кооперация — способность согласованно действовать вместе с другими людьми, добиваясь синергии ресурсов.
Знаете, что наши учителя говорят, когда им предлагаешь такое?
Креативность. Креативность мы в детях поощряем?
Реальная креативность — это взлом рамок, это взлом шаблонов, это «сделать так, как никто до меня не делал».
И наконец, критическое мышление. Развиваем мы в детях критическое мышление?
Самые ценные вещи, которые родители могут дать детям
1. Фундаментальные жизненные ценности
Ценности, да.
Фундаментальность и гибкость — это сложно сопряженные понятия, ценности, конечно, вообще понимание о том, что ценности есть.
Мы живем в мире постмодерна, где количество этой неопределенности, непредсказуемости, двусмысленности таково, что кажется, и ценностей никаких не осталось, добра и зла нет, никакого «хорошо и плохо» нет.
И многие дети сейчас растут в этом, действительно, невнятном для них ценностном бульоне, когда непонятно, что хорошо, потому что сами взрослые дезориентированы.
Мы сами иногда не очень понимаем, где у нас какие ценности.
2. Уверенность в себе и доверие к самому себе
… Вы можете сколько угодно вкладывать в человека образование, потом он у вас с депрессией сляжет на диван, и где это ваше образование?
Вы можете выносить ему мозг своими репетиторами, оценками и результатами.
Но если он не будет уверен в себе, если его будут мучить неврозы, депрессия, то и смысл в этом всем?
Психологическое здоровье, психологическое благополучие, психологическая устойчивость — то, что обозначается английским словом resilience, то есть способность выдерживать стресс, выдерживать изменения, восстанавливаться после этого — это самое важное качество человека в таком быстро меняющемся мире.
Гораздо более важное, чем количество знаний или успешность в той или иной области. …
3. Родительскую поддержку
… Если человек что-то делает без ошибок, значит, он в это время ничему не учится.
Если он что-то делает с ошибками, значит, осваивает новую деятельность.
Пока мы не начнем относиться к ошибке как к точке роста, как к неминуемой составляющей ситуации обучения и развития, то будем гнобить детей за ошибки, будем расстраиваться и разрушаться от их ошибок. …
Люди будут ошибаться, это естественно, и нужна огромная родительская поддержка, чтобы ребенок знал, что после любой ошибки он может сделать выводы и продолжать.
Что никакая ошибка не будет основанием для того, чтобы мы выгнали ребенка из детей.
Что никакая ошибка не будет основанием для того, чтобы мы сказали: «Ну раз ты так, иди себе, ты мне не нужен, ты меня разочаровал, ты разбил мне сердце, я несчастлив в своем родительстве».
4. Свободу выбора, самостоятельность
Свобода выбора и самостоятельность — это вообще самое сложное, потому что мы видим, что современная цивилизация атакует свободу выбора.
Мы видим, что нам нужно все больше безопасности, в ней все больше нуждаются дети.
Мобильные телефоны — это еще цветочки, потом будут чипы при рождении вживлять, чтобы точно знать, где он находится, и в случае чего остановить его от нежелательных действий.
В этой ситуации мы каким-то образом должны прививать ребенку любовь к свободе, страсть к свободе и умение пользоваться своей свободой.
Это сложная задача, мы иногда даже сами не знаем, как нам со своей свободой быть и как нам ее отстоять, и уж тем более как ребенка к этому приучить.
Даже не приучить, а выработать вкус к этому.