6

Такие интересные и несложные нейропсихологические упражнения, принесут огромную пользу вашему ребёнку.   

С их помощью, играя,  вы разовьёте память, восприятие, возможности правого и левого полушария вашего любимого чада.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

Выполняются с ребёнком в форме игры.

Память. «Король и разбойник»

Ребёнок в роли короля (или королевы).

Взрослый — разбойник.

На стол выкладываются 10 различных объёмных предметов (не карточек!).

Например: телефон, мамина помада, игрушка, лампочка, два карандаша разного размера, часы и т.д.

  • Король рассматривает свои сокровища и уезжает на охоту или на бал. В этот момент ребёнок закрывает глаза и отворачивается.
  • В полной тишине разбойник прячет несколько предметов.
  • Когда король возвращается во дворец, хитрый разбойник уже припрятал награбленное. Но готов вернуть, если король скажет, что именно пропало из его сокровищницы.

Очень часто здесь мы встречаемся с интересными фактами.

Например, именно самую большую игрушку, медведя высотой в полметра, как раз труднее всего вспомнить.

 

Ассоциативная память. «Жили-были»

Игру в «Короля и разбойника» можно усложнить, если поставить задачу не просто запоминать предметы, но и что на каком месте лежало.

Чтобы было легче вспомнить порядок, вместе сочиняем сказку.

Пусть даже она звучит не слишком эффектно, главное не это.

Итак, жила-была чашка. Дружила она с блюдцем. Однажды пошли они в гости к ручке, которая тем временем примеряла колечко с голубым камнем…

Когда король возвращается с охоты и не может вспомнить, какие предметы где лежали, сказка помогает восстановить всю картину.

От одного нейрончика к другому протягиваются новые тропки, и начинает работать память.

 

8

Восприятие. «Художник»

Иногда ребёнок не может рассказать о том, где он был вчера, не потому, что не помнит.

А потому что не воспринимает информацию, и в памяти просто нечего хранить.

В этом случае сначала нужно тренировать не память, а восприятие.

Берём на прогулку карандаши и альбом.

Хорошо, если можем взять ещё и фотоаппарат.

На улице обращаем внимание ребёнка на какой-то яркий объект: рыжая собака, девочка с красным зонтиком, голубая машина и т.п.

Рисуем с натуры, обсуждая, что видим.

Дома на следующий день нужно спросить ребёнка, что он видел вчера.

И все детали, которые ему будет трудно вспомнить, сверяем с рисунками и фотографиями.

 

Слева направо. «Шахматный диктант»

В отличие от картинок шахматные фигуры не только разного цвета, но и разного размера, к тому же объёмные — это полезно и для моторики, и для тренировки памяти и восприятия, поэтому часто использую их в работе.

Одна из частых проблем, с которыми сталкиваются дети, приходя в школу, — необходимость писать слева направо, сверху вниз.

Не всем первоклассникам это легко даётся.

«Шахматный диктант» вырабатывает нужный навык.

Одновременно тренируется визуальное восприятие.

Сначала учим названия шахматных фигур.

Потом договариваемся, что будем находить названные фигуры и ставить в строчку слева направо, сверху вниз: чёрная пешка, чёрный слон, белый конь…

 

Правое полушарие. «Штурман»

Движения левой руки активизируют работу правого полушария мозга.

И наоборот: правая рука — левое полушарие.

Поскольку в менталитете праворукость, мы, не задумываясь, делаем акцент на правой руке, даём в неё ложку, карандаш.

И ребёнку, если он от рождения леворукий, это может доставить немало сложностей.

Представьте, всё детство он получал доминанту на правую руку.

Соответственно, правое полушарие спит, а левое полушарие получает большую нагрузку, при том что у леворукого ребёнка оно может быть изначально слабым.

В результате ребёнок подходит к школе, ему 7 лет.

Нагрузка резко возрастает.

И левое полушарие просто перестаёт справляться.

У некоторых детей это приводит к психосоматике, они начинают много болеть, простывать.

У других возникают проблемы или с математикой, или с русским языком.

Для активизации правого полушария благотворны занятия музыкой, рисованием.

Во время прогулок важно обращать внимание ребёнка на расстояния, пространство: «Давай добежим до той берёзы?», «Как думаешь, мы уже близко от дома или далеко?»

Можно сделать традицией, что ребёнок выступает в роли штурмана, выбирая и описывая дорогу для прогулок.
Ещё одно очень полезное упражнение: рисуем одновременно разными руками разные фигуры. Потом работаем только левой рукой. Потом только правой. И снова левой.

 

Пример из практики:
Девочка, 3-й класс, всё хорошо, вот только математика на твёрдую двойку.
Диагностика показывает скрытое левшество.
Решает пример: 48 — 15 = 64. На вопрос, как решала, рассказывает:
«Я из 4 вычла 1. А к 3 прибавила 8 и вычла 5».
Из этого рассказа понятно, что скачет межполушарный сигнал: лево-право-лево-право.

Неправильно работает визуальное восприятие.

Через 2 месяца без репетиторских занятий уже оценка «4».

В следующем учебном году во второй четверти итоговые твёрдые пятёрки и по русскому, и по математике.

7